Брента́но Франц (1838-1917), немецкий философ, предшественник феноменологии Э. Гуссерля. Развил учение об интенциональности (предметной направленности сознания) как специфическом признаке психических феноменов. Оказал влияние на А. Мейнонга, М. Шелера, М. Хайдеггера.
* * *
БРЕНТАНО Франц - БРЕНТА́НО (Brentano) Франц (1838-1917), немецкий философ, предшественник феноменологии (см. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ) Э. Гуссерля (см. ГУССЕРЛЬ Эдмунд). Развил учение об интенциональности (предметности сознания) как родовом признаке психических феноменов (см. ФЕНОМЕН) .
* * *
БРЕНТА́НО (Brentano) Франц (16 января 1838, Мариенберг, Германия - 17 марта 1917, Цюрих), немецкий философ. Брат экономиста Л. Брентано (см. БРЕНТАНО Луйо) , племянник поэта Клеменса Брентано (см. БРЕНТАНО Клеменс) и Беттины фон Арним (см. АРНИМ Беттина фон).
Биография
Преподавал философию в Вюрцбургском (1866-73) и Венском (1874-94) университетах. С 1864 католический священник, в 1873 в связи с полемикой вокруг догмата о непогрешимости папы сложил с себя духовный сан. Его непосредственные ученики в Вюрцбурге - К. Штумпф (см. ШТУМПФ Карл), А. Марти и др., среди учеников и студентов в Вене - Т. Масарик (см. МАСАРИК Томаш), А. Мейнонг (см. МЕЙНОНГ Алексиус фон), Э. Гуссерль (см. ГУССЕРЛЬ Эдмунд), К. Твардовский (см. ТВАРДОВСКИЙ Казимеж), З. Фрейд (см. ФРЕЙД Зигмунд) и др.
Исходная задача Брентано
В соответствии со своим учением о четырех фазах развития философии в каждую историческую эпоху (восходящее развитие и три фазы упадка) Брентано негативно оценивал кантовскую и послекантовскую философию (фаза крайнего упадка), за исключением позитивизма, с представителями которого он тем не менее полемизировал. Под влиянием Тренделенбурга (см. ТРЕНДЕЛЕНБУРГ Фридрих Адольф) Брентано обратился к Аристотелю (см. АРИСТОТЕЛЬ), философия которого послужила отправным пунктом его учения о сознании. Брентано выдвинул идею философии как строгой науки, которая была затем подхвачена Гуссерлем. Исходной задачей Брентано считал разделение предметов естествознания и психологии. Предметом естествознания являются физические феномены, которые обнаруживаются в ощущениях (видимые фигура, цвет, ландшафт, слышимые звуки и т. д.). Отождествление сил, вызывающих ощущения, с предметом есть условность, наделяющая объект науки устойчивым существованием. Поворот внимания к физическим феноменам в фантазии - один из основных источников психологического познания. Предмет психологии - психические феномены: акты сознания (см. СОЗНАНИЕ), которые не могут быть даны посредством самонаблюдения. Источником знания о них Брентано считал внутреннее восприятие, сосуществующее в одном акте сознания с любой формой психической деятельности, каждая из которых осознается в нем как таковая: представление - как представление, суждение - как суждение и т. д. Внутреннее восприятие, или внутренний опыт, есть в то же время источник очевидности: представление осознается в нем именно как то представление, которое мы имеем, суждение - именно как то суждение, которое мы высказываем, и т. д. Здесь намечается основной пункт его расхождения с Кантом (см. КАНТ Иммануил): по Брентано, внутренний опыт не содержит в себе разделения на вещи в себе и явления.
О психических феноменах. Интенциональность
Брентано выдвинул шесть признаков отличия психических феноменов от физических, из которых основными являются два следующих: 1) все психические феномены или сами суть представления, или основаны на представлениях; 2) каждый психический феномен характеризуется интенциональным (ментальным) существованием в нем предмета (intentionale Inexistenz), или направленностью на объект. Брентано заново вводит средневековый термин «интенциональность», который становится одним из основных в философии 20 в.
Классификация психических феноменов проводится Брентано соответственно их интенциональной природе, т. е. по способу полагания объекта. Существует три несводимых друг к другу класса: акты представления, лежащие в основе всех других; акты суждения, в которых нечто признается или отвергается (суждения - это не комбинация представлений), и акты любви и ненависти и интересов (чувство и воля). Из этой классификации вырастает этическое учение Брентано, основанное на аналогии между третьим и вторым классами: в отличие от представлений они обнаруживают противоположность верного и неверного, истинного и ложного. Акт предпочтения истинного в сфере чувств и воли - источник нравственного сознания.
Поздний период творчества
В поздний период Брентано уточняет, что наша психическая деятельность направлена на вещи (тела и «духи»), которые берутся в качестве объектов различным образом. Только вещи обладают существованием в собственном смысле, их высшее родовое понятие - реальность. То, что взято в качестве объекта, существует лишь в несобственном смысле: например, телесность, а не индивидуальное тело, любовь, а не любящий, бесконечное пространство, а не пространственность, универсалии, а не индивиды, которые мыслят общее. Реальное, по Брентано, может быть только индивидуальным. То, что взято в качестве объекта - в представлении и т. д. - уже не индивидуально. Ни внешнее, ни внутреннее восприятие не дают индивидуализирующего признака. Учение о сознании - точка пересечения всех основных проблем философии Брентано: проблемы времени, критического анализа языка, природы морального сознания, обоснования оптимистического религиозного мировоззрения («рационального теизма»).
Влияние философии Брентано прослеживается в феноменологии Гуссерля (см. ГУССЕРЛЬ Эдмунд) и Хайдеггера (см. ХАЙДЕГГЕР Мартин), неореализме (см. НЕОРЕАЛИЗМ), аналитической философии (см. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ), в вюрцбургской психологической школе (см. ВЮРЦБУРГСКАЯ ШКОЛА) и гештальтпсихологии (см. ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИЯ).